Как дешево организовать мини АТС на базе Asterisk

Ваш бизнес достиг определенного уровня, когда возникла необходимость организовать офисную мини АТС. У вас работает несколько человек, имеется задача централизованного приема и распределения звонков, эффективного использования внешних телефонных линий, контроля персонала (кто звонит, когда и как часто), централизованной обработки звонков из мобильных сетей, объединения нескольких офисов в одну телефонную сеть и т.д.

Одним словом потребность есть, желание есть, но тратить деньги как-то не особо хочется: покупать, устанавливать, настраивать, обеспечивать техническую поддержку и другие прелести внедрения мини АТС. Очевидно возникает резонный вопрос: в свете бурного развития ИТ технологий существует ли возможность организации мини АТС в качестве такого «эконом варианта», чтоб и денег особо не потратить и задачи основные решить.

Вопрос адекватный и понятный. Могу ответить, что да, существует возможность построить достаточно эффективную систему корпоративной связи с минимальными затратами — на основе программного обеспечения с открытым кодом Asterisk. Дело в том, что данным вопросом инициативная группа разработчиков заинтересовалась достаточно давно и создала бесплатную программную платформу, на основе которой в настоящее время работают офисные АТС, как маленьких предприятий и стартапов, так и крупных корпораций.

Asterisk — набор программного обеспечения, распространяющийся по лицензии  GNU GPL Open Source (с открытым программным кодом), разработанный компанией Digium. Поскольку это программная платформа, данная система устанавливается на сервере предприятия с операционными системами  LinuxFreeBSDOpenBSD и Solaris и работает на основе стека IP протокола VoIP.

Установка мини АТС на базе Asterisk

Установка мини АТС на базе Asterisk

В наборе с дополнительным аппаратным обеспечением Asterisk реализует все функции стандартной офисной АТС: маршрутизация вызовов, переадрессация, голосовая почта, конференц-связь, запись разговоров, интерактивное голосовое меню IVR и множество других.

Теперь подробнее о том как это все организовать. Прежде всего замечу, что данная статья предназначена для менеджмента компании,  а не сисадминов, и имеет вводный характер, поэтому программных кодов тут приведено не будет. Цель статьи — вкратце описать возможности системы, основные решения на этапе установки АТС. Решите внедрять — дадите задание администратору, он разберется.

Поскольку Asterisk это программное обеспечение, оно устанавливается на сервер предприятия. Требования по техническим параметрам сравнительно не большие, поэтому можно установить на уже имеющийся не сильно загруженный сервер. Необходимо заметить, что программа работает на Linux подобных операционных системах, поэтому сервер должен работать на соответствующей ОС. Есть, конечно, вариант установки на виртуальную машину Windows, но он проигрывает по производительности стандартной установке и я бы не рекомендовал.

На начальном этапе внедрения нужно определиться как будет осуществляться связь с городской телефонной сетью (ТфОП). Имеются варианты:

  • через стандартные аналоговые телефонные линии. Преимущественно данный метод используется для небольшого количества внешних линий до 20 — 30. Для их подключения к серверу придется покупать специальную интерфейсную плату FXO, которая вставляется в PCI разъем сервера;
  • если количество внешних каналов достигает 30 и более, имеет смысл подключить цифровой поток стандарта Е1. Также подключается через специальную плату. Данные платы сравнительно недорогие, существуют аналоги плат Digium — Yeastar по 1500 — 2500 грн.
  • подключение по интернет каналу через SIP протокол. Для данного случая никаких дополнительных плат не нужно, связь с ТфОП (Телефонная сеть общего пользования) будет осуществляться через интернет провайдера и VoIP сервер оператора телефонии. Но важно учесть качество, стабильность и доступность интернет канала.
Интерфейсная плата Yeastar FXO

Интерфейсная плата Yeastar FXO

Также необходимо принять решение относительно того, с помощью каких абонентских устройств будут обрабатывать звонки ваши сотрудники.

  • самым простым вариантом является установка программного телефона (софтфона) на ПК пользователя и подключение обычной гарнитуры. Никаких дополнительных затрат при этом не требуется, софтфон можно скачать в интернет.
  • подключение обычного аналогового телефона. В данном случае необходимо приобретение либо плат либо адаптеров FXS, чтобы «связать» аналоговый телефон с компьютерной сетью. Ценовая вилка примерно такая, же как я приводил выше.
  • IP телефон, подключается напрямую в локальную сеть, не требует никаких дополнительных плат и адаптеров. Единственным недостатком является его относительная дороговизна — от 1000 грн за штуку.

В принципе все, основные инфраструктурные решения приняты. Дополнительно могут возникнуть вопросы относительно того, как связать АТС с удаленным офисом либо уже существующей мини АТС; как обеспечить бесперебойность работы и высокий уровень отказоустойчивости, но они носят более частный характер. Для обеспечения бесперебойности работы необходимо приобрести источник бесперебойного питания. Высокую надежность и производительность системы можно обеспечить за счет построения кластера серверов — в случае выхода одного из строя, нагрузка распределится на остальные работающие.

После установки программного обеспечения на сервер производится его настройка с помощью специального программного языка и конфигурационных файлов. Дадите задание системному администратору — разберется.

Необходимо заметить, что существуют также готовые сборки на базе Asterisk, имеющие стандартные Windows-подобные интерфейсы, что значительно облегчает задачи конфигурирования и управления АТС. Например, FreePBX, также является бесплатным Open Source ПО.

В пакете установки FreePBX уже вместе идет операционная система CentOS и непосредственно Asterisk + FreePBX — с одного диска одновременно устанавливаете  всю систему, остается только настроить.

Могу привести пример, как мы организовали IP PBX для нашего небольшого офиса «продажников» из четырех человек в одном городе: на ноутбук одного из менеджеров, где уже кстати работал MSSQL сервер и сервер CRM системы, установили виртуальную машину WMware и пакет FreePBX — и все отлично работало.

FreePBX пример веб интерфейса

FreePBX пример веб интерфейса

FreePBX пример веб интерфейса

FreePBX пример веб интерфейса

Что можно отнести к достоинствам системы? Прежде всего это стоимость — для организации полноценной офисной мини АТС или даже колл-центра в общем случае не требуется никаких дополнительных затрат. Вторым важным моментом является богатый функционал, реализующий практически все возможности современной IP АТС. Ну и конечно же, все преимущества, которые предоставляют программные АТС, а именно: отсутствие привязки к оборудованию, его регулярному техническому обслуживанию, простое наращивание производительности и высокая масштабируемость, надежность и отказоустойчивость.

Единственным недостатком по сравнению с лицензионными мини АТС, как, например Oktell, является относительная сложность администрирования и настройки, необходим человек, обладающий знаниями в области конфигурирования Asterisk. В целом, если есть потребность организации бюджетной офисной АТС, Asterisk — отличный вариант.

Понравилась статья? Подпишитесь на блог!

* обязательное поле

2 thoughts on “Как дешево организовать мини АТС на базе Asterisk

  1. Попробуем, как раз возник вопрос. Спасибо за полезную информацию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>